Текст вызвал бурления в сети )) В современном мире, где технологии проникают в каждый аспект нашей жизни, меняются и подходы к воспитанию детей. Мишель Сайка подробно описывает новую (старую) концепцию, которую можно назвать «воспитанием через препятствия» («закаляющее родительство»), когда родители намеренно создают для ребенка препятствия, а не делают его жизнь легче. Эта идея переворачивает привычные современные западные представления о родительской заботе, предлагая позволить детям сталкиваться с трудностями самостоятельно, чтобы развивать важные навыки для жизни в быстро меняющемся технологическом мире. В чем суть?

— Сайка пытается сознательно делать жизнь своих детей немного сложнее, переставая постоянно вмешиваться и все упрощать. Вместо того чтобы сразу помочь рассерженному малышу сложить головоломку или забраться на высокую лестницу, она позволяет ему самостоятельно справляться с препятствиями. Это включает предоставление детям возможности самим бороться с «экзистенциальным вопросом» о том, как провести время, что, по ее мнению, является важным навыком, утраченным в эпоху постоянного родительского внимания и навязчивых технологий.
— Исторически дети имели значительно больше свободы и могли без присмотра гулять по районам. Однако в 1990-х годах произошел сдвиг в сторону «интенсивного воспитания», характеризующегося высоким уровнем родительской вовлеченности и постоянным взаимодействием. Предоставление ребенку даже небольшой независимости стало восприниматься как признак родительской халатности.
— Современное интенсивное воспитание часто проявляется в двух формах. «Родители-вертолеты» чрезмерно опекают своих детей, постоянно наблюдая за ними как лично, так и через их цифровые устройства. «Родители-бульдозеры» устраняют любые, по их мнению, препятствия на пути ребенка, вмешиваясь в общение с учителями (из-за сложного домашнего задания) или с другими детьми на игровой площадке (из-за несоблюдения очереди). Эти действия продиктованы любовью и тревогой за детей, но также и желанием выглядеть ответственными в глазах других родителей.
— Каждое отдельное вмешательство, предотвращающее небольшое разочарование или недовольство ребенка, может казаться правильным в моменте. Однако эксперты предупреждают, что в долгосрочной перспективе такие контролирующие практики могут препятствовать здоровому эмоциональному и психологическому развитию детей, лишая их возможности научиться самостоятельно преодолевать трудности.
— С развитием технологий экраны стали повсеместным средством для успокоения и отвлечения, что только подкрепляет ожидание постоянного родительского вмешательства. Автор убеждена, что неспособность вынести даже момент скуки, дискомфорта или фрустрации без само-успокоения через экран или сенсорное отвлечение «испортила лучшие умы ее поколения».
— «Воспитания через препятствия» заключается в том, чтобы намеренно создавать для детей немного более сложные условия, чем это необходимо, и позволять им самим разобраться. Например, автор разрешает своей пятилетней дочери играть в компьютерные игры не на современном планшете, а на старом компьютере Macintosh 1997 года. Эти игры, выпущенные три десятилетия назад, не были созданы для того, чтобы быть чрезмерно захватывающими или удерживать внимание ребенка бесконечно, и они не особенно просты для освоения. В результате, дочь быстро сталкивается со скукой или разочарованием, но постепенно учится их преодолевать. Главная цель — чтобы дети научились использовать свой собственный мозг для решения возникающих проблем.
— Джонатан Хайдт, профессор Нью-Йоркского университета, утверждает, что социальные сети спровоцировали «великую перестройку детства», которая привела к взрывному росту психических заболеваний и страданий среди подростков и молодых людей. Он связывает это с сокращением свободы детей и их возможностей исследовать мир без родителей, когда они вместо этого проводят время дома, уставившись в свои телефоны. Статистические данные подтверждают серьезность проблемы. В Канаде люди в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет являются самой одинокой возрастной группой. Около одного из пяти подростков, позитивно оценивавших свое психическое здоровье в 2019 году, к 2023 году уже так не считали. Подростки также стали реже общаться со сверстниками и проводить гораздо меньше времени вне дома.
— Хотя никто не оспаривает наличие кризиса, выводы Хайдта о том, что именно социальные сети являются основной причиной, были широко раскритикованы. Некоторые эксперты, например Кэндис Оджерс из Калифорнийского университета, утверждают, что существующие исследования не подтверждают прямую причинно-следственную связь; скорее, молодые люди с уже существующими проблемами психического здоровья используют эти платформы по-другому.
— Полностью оградить детей от гаджетов невозможно, и история показывает, что полный запрет редко является эффективной стратегией снижения вреда. Запреты на телефоны в школах, хотя и могут быть полезны, рассматриваются как «решение 1960-х годов для проблемы 2020-x года». По мнению критиков, такие меры создают дополнительную нагрузку на учителей и не способствуют развитию критического мышления у учащихся.
— Кэтрин Джезер-Мортон считает, что разница между современностью и 1990-ми годами заключается не в том, что тогда люди были более расслаблены по отношению к неструктурированному времени. Разница в том, что «неструктурированное время само по себе было возможно, не будучи поглощенным зияющими пастями экранов». Если не сопротивляться, экран поглощает все остальное. В результате современные дети реже имеют хобби, что, по мнению некоторых, напрямую связано с интернетом.
— Еще одной значительной угрозой стал генеративный искусственный интеллект. Школьники и студенты используют его для выполнения заданий и написания эссе, минуя процесс обучения, развития творчества и критического мышления. Исследования Массачусетского технологического института показали, что использование больших языковых моделей (типа ИИ, лежащего в основе чат-бота) для письма имеет «потенциальные когнитивные издержки», ухудшая нейронные, лингвистические и поведенческие показатели.
— Самое тревожное, что многие молодые люди понимают, что ИИ и социальные сети вредны для них, но все равно продолжают ими пользоваться. Опросы показывают, что значительная часть студентов используют ИИ для учебы, хотя и признают, что при этом меньше учатся и чувствуют, что обманывают. Почти половина взрослых в США в возрасте от 18 до 27 лет хотели бы, чтобы такие платформы, как «Твиттер» и «ТикТок», никогда не были изобретены. Для многих пользователей эти приложения превратились не в инструменты, а в настоящие ловушки.
— Проблема не столько в конкретных технологиях, сколько в том, что они выявляют и усиливают: дефицит любопытства, нежелание принимать вызовы и низкую самооценку. Эти качества не даны нам от природы; они формируются, отчасти, через наши, зачастую добронамеренные, родительские усилия помочь детям на каждом шагу. «Воспитание через препятствия» — это прежде всего упражнение в родительском самоограничении, когда мы оставляем детей в покое, когда они сосредоточены; просим их подождать несколько минут, если они просят о помощи, чтобы увидеть, смогут ли они найти решение сами; позволяем себе удивиться тому, что они могут создать или представить без нашей подсказки.
— Чтобы дети могли сопротивляться «технологической песне сирен», взрослые должны сами демонстрировать, что это возможно. Именно здесь многие взрослые, даже те, кому легко устанавливать ограничения на время использования экранов для своих детей, сталкиваются с наибольшими трудностями. Телефон стал выполнять множество жизненно важных функций в жизни родителей. Но независимо от того, работает ли родитель, записывается ли к врачу, отвечает на важное сообщение близкого человека или читает краткое изложение фильма, дети видят только одно: родитель уставился в свой телефон. Настоящий вызов «воспитания через препятствия» заключается не в том, чтобы справиться с воздействием технологий на детей, а в том, чтобы справиться со своей собственной зависимостью. Более того, успех этого подхода требует коллективных усилий и участия всего сообщества: друзей, родственников, соседей и подростков-нянь, которые раньше давали детям больше свободы и доступа к сверстникам без постоянного посредничества или пристального надзора.
— Структурные изменения, такие как создание более рискованных игровых площадок, где родителям труднее следовать за детьми, также помогают, напоминая, что от родителей не следует ожидать, что они справятся со всем в одиночку. Упадок общественных пространств и небезопасные улицы, которые делают идею отпустить ребенка одного в школу ужасающей, — это коллективные проблемы, требующие коллективных решений.
— «Воспитание через препятствия» — это не просто модный тренд. Это новый старый взгляд на родительскую роль, цель которого — помочь детям развивать самостоятельность, критическое мышление и эмоциональную устойчивость в мире, где технологии окружили нас со всех сторон. Такой подход требует вдумчивости не только от родителей, но и от общества в целом.