Рубрики
Статьи/Блог

Она начала спор о детях и телефонах. Теперь хочет его завершить

Исследовательница, доктор психологических наук, профессор психологии, писательница Джин Твенги (на русском неправильно записали ее как Твендж, или же как Твенге, и это уже не исправить) предлагает свой рецепт защиты от вредного влияния экранного времени на детей. Если бы только родители прислушивались бы к ней.

Три дочери-подростка Твенги нельзя назвать противниками технологий, но им пришлось жить по куда более строгим правилам, чем большинству их сверстников.

Юлия, 13 лет, пользуется Pinwheel — «детским телефоном», как она его называет, — без интернета и с ограниченным набором приложений. А Кейт, которой сейчас 18, ходила с кнопочным телефоном до 16 с половиной лет. Подруги удивлялись, сколько времени ей требуется, чтобы набрать даже короткое сообщение, но сама Кейт говорит, что приобрела навыки, которых ее сверстники так и не получили. Например, как ориентироваться без GPS. Или как вести настоящий телефонный разговор.

«Я обожаю разговаривать по телефону!» — сказала Кейт, студентка колледжа и санитарка в резерве ВМС. — «Если кто-то пишет: “Хочешь переписываться?” — “Я говорю: Нет! Позвони. Я хочу слышать твой голос”».

Джин Твенги, 54 года, психолог и автор бестселлеров, за последнее десятилетие стала одним из самых громких голосов в научном сообществе, предупреждающих о явных и неоспоримых рисках смартфонов и соцсетей для детей. И дома она следует собственным советам.

«Лучше всего работают конкретные правила, достаточно строгие, но разумные», — сказала Твенги, когда я спросила ее о родительском подходе во время интервью по Zoom из ее дома в Сан-Диего прошлым летом. — «Когда что-то шло не так, это чаще всего было потому, что я думала: “Ну ладно, разрешу только в этот раз.” А потом это оборачивалось против меня».

Главные правила Твенги: никакого смартфона до получения водительских прав. И никаких соцсетей до 16 лет.

Твенги нельзя назвать широко известной фигурой, как ее коллегу и иногда соавтора Джонатана Хайдта, социального психолога и автора супербестселлера «Тревожное поколение», который уже 75 недель держится в верхних строках рейтинга New York Times. Но вот уже около десяти лет она остается одной из немногих ученых, кто громко и последовательно предупреждает об опасностях экранов для подростков.

Ее вирусная статья 2017 года «Уничтожили ли смартфоны целое поколение?» — адаптация книги iGen — предупреждала: дети, рожденные после 1995 года, то есть первое поколение, которое прошло подростковый возраст со смартфоном в руках, чаще сталкиваются с тревожностью, депрессией и одиночеством. Одна из причин — чрезмерное количество времени, проведенного перед экранами.

Сегодня подобные утверждения уже не выглядят новыми — американские подростки в среднем проводят 4,8 часа в день в соцсетях, и почти три четверти из них признаются, что пользовались чат-ботами с ИИ ради общения. Но тогда эта работа сделала Твенги объектом ожесточенных дискуссий в академической среде, где многие по-прежнему скептически относятся к «панике вокруг смартфонов».

«Джин начала этот разговор», — сказал мне Хайдт, добавив, что они вместе годами ведут спор с критиками. — «Мир проснулся — точнее, родители, учителя, тренеры, психологи и все, кто работает с детьми, — проснулись, когда увидели, что что-то идет совериенно не в ту степь. И теперь они начали действовать».

Родители сталкиваются с непреодолимыми трудностями

Джин Твенги, профессор Университета штата Сан-Диего, большую часть своей карьеры посвятила изучению различий между поколениями. Она вовсе не планировала потратить десятилетие своей жизни на предупреждения об опасностях смартфонов. Это стало естественным продолжением ее исследований: Твенги убеждена, что именно технологии — будь то телефоны, кондиционеры или противозачаточные средства — определяют различия между поколениями.

Если раньше ее работы были в основном теоретическими и посвященными «большим идеям», то ее последняя книга — «10 правил воспитания детей в мире высоких технологий» ( https://amzn.to/4nvyIzK ) — максимально практическая. Она основана не только на исследованиях и личном опыте Твенги как матери, но и на годах публичных лекций и ответов на вопросы родителей, которые буквально умоляли: как заставить ребенка отложить телефон?

По ее словам, этот вопрос рождается не только из родительской любви, но и из отчаяния. Ведь, несмотря на все большее количество предупреждений со стороны медиков о рисках соцсетей для психики подростков, именно на родителях пока лежит главная ответственность за то, чтобы уберечь детей в мире онлайн.

«Часто кажется, что весь мир сговорился, чтобы держать наших детей привязанными к гаджетам, — пишет она в новой книге. — И так оно и есть».

И действительно, хотя некоторые психологи, такие как Кэндис Оджерс, публично спорят с тем, что смартфоны наносят вред психике подростков, мало кто отрицает, как сильно они изменили детство в США. По данным, которые приводит Твенги, дети в среднем получают свой первый смартфон примерно в 11 лет, а почти 40% ребят в 10–12 лет уже пользуются соцсетями. В отчете Pew 2023 года говорится, что почти половина подростков признались: они сидят в интернете «почти постоянно».

10 правил Твенги — например, сначала выдавать ребенку самый простой телефон, который позволяет только звонить и писать сообщения, ограничивая приложения, а также обязательно использовать надежные родительские настройки — просты и даже кажутся очевидными.

Отчасти потому, что, как сказала мне Твенги, «очень трудно одновременно быть неожиданной и правой». Но и потому, что, несмотря на тревогу родителей и даже призывы ввести предупреждения о вреде соцсетей, «большинство семей не следует этим правилам, — отметила она. — Поэтому я и считаю, что они необходимы».

Твенги отдает себе отчет, какие споры дома могут вызвать ее правила. Все три ее дочери спорили с ней и мужем, с которым она вместе уже 21 год, и порой довольно резко.

Она ловила свою 13-летнюю дочь с телефоном в постели — нарушением ее главного правила № 1. А 15-летняя тайком заходила на компьютер и меняла настройки родительского контроля. Средняя дочь при каждой возможности пыталась завести аккаунт в соцсетях, и Твенги приходилось «блокировать ее на каждом шагу», сказала она. «У меня не идеальные дети, я тоже не идеальна, — добавила она. — Я первая это признаю».

Пришлось и идти на уступки. Кейт пользовалась Discord на ноутбуке, чтобы общаться с друзьями. А Юлия — «законченная фанатка Тейлор Свифт», рассказала Твенги, — поэтому она нехотя согласилась разрешить Spotify на ее телефоне, хотя и с опаской.

Тем не менее Твенги уверена: риски слишком раннего и слишком широкого доступа детей к технологиям перевешивают все домашние конфликты. И она категорически не принимает аргумент, что ограничения испортят детям социальную жизнь.

«У моих детей с общением проблем не было», — сказала Твенги. — «Во многих исследованиях подростки, которые вообще не пользуются соцсетями, наименее склонны к депрессии».

Как справляться с тем, что не подлежит обсуждению

Правило, которое, по словам Твенги, является «абсолютно самым важным в книге», звучит так: никаких экранов в спальне на ночь. Это самое простое правило для родителей, сказала она, и выполнимое даже в тех семьях, где подросткам уже выдали смартфоны и полный доступ. («Вернуть джинна в бутылку вполне возможно», — пишет Твенги.)

«Главный фактор счастья и главный фактор депрессии — это сон, всегда», — объяснила Твенги. Подросткам и так тяжело из-за раннего начала школьных занятий, добавила она. «А телефоны и соцсети выводят проблему на совершенно новый, ужасный уровень».

Возможно, единственное действительно неожиданное правило в новой книге Твенги — это рекомендация отложить выдачу первого смартфона подростку до получения водительских прав. Это заметно позже, чем советуют группы вроде Wait Until 8th. Но, по ее мнению, в начале старшей школы детям вовсе не нужен телефон с выходом в интернет, потому что им можно дать «глупый телефон» (термин, который Твенги не любит). Такой аппарат позволяет звонить друзьям, писать сообщения и слушать музыку. А в этом возрасте подростки уже достаточно самостоятельны, чтобы при желании увидеться с друзьями лично.

Когда Твенги только начала публично говорить о рисках экранного времени и соцсетей, она с осторожностью относилась к тому, чтобы рекомендовать родителям конкретные возрастные ограничения. Многие эксперты (кроме нее и Хайдта) до сих пор избегают этого.

Исследования о связи смартфонов, соцсетей и психического здоровья подростков в основном показывают лишь корреляции, а не прямую причину и следствие. Ученые указывают и на другие факторы — экономическую нестабильность, изменение климата и многое другое, что также может способствовать ухудшению психического здоровья во всем мире. Как заметила The New York Times в 2023 году: «Все говорят, что соцсети вредят подросткам. Доказать это — совсем другое дело».

Но Твенги устала от экспертов, которые повторяют, что каждая семья и каждый ребенок уникальны, а значит, универсального ответа на вопрос, сколько доступа к технологиям должно быть у детей и когда им выдавать телефон, не существует.

«Во многих других сферах общества мы просто выбираем возраст и придерживаемся его, — сказала она. — Мы же не говорим: “Ну, некоторые 12-летние готовы водить машину, а некоторые 20-летние — нет, так что пусть каждый решает сам или пусть решают родители”».

Перспективы: осторожный оптимизм

Несмотря на повсеместное распространение соцсетей и рост влияния искусственного интеллекта, Твенги говорит, что чувствует осторожный оптимизм, замечая изменения в национальной дискуссии на эту тему. В качестве доказательства того, что внимание к проблеме усиливается, она указывает на успех книги Хайдта.

Она также отметила редкий случай двупартийного единодушия вокруг запретов на телефоны в школах от звонка до звонка и недавнее решение Верховного суда США, разрешившее Техасу требовать подтверждения возраста на сайтах с порнографией. И снова подчеркнула: сейчас существует больше вариантов простых телефонов для детей, что, по ее мнению, является настоящим переломным моментом.

«Иногда возникает искушение опустить руки, но это слишком важная тема, чтобы сдаваться, — сказала Твенги о трудном положении родителей. — Я верю в то, что нужно делать все возможное, чтобы исправлять проблему, даже если ситуация раздражает и даже если ее нельзя полностью решить».

https://www.nytimes.com/2025/09/06/well/family/jean-twenge-social-media-screens-teens.html

**